Бужинский Гавриил Федорович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Бужинский Гавриил Федорович

1680-1731

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Гавриил Федорович Бужинский

Бужинский Гавриил (ум. 1731) - русский церковный деятель, писатель и переводчик. С 1718 года - обер-иеромонах флота. С учреждением Синода - его член и протектор всех школ и типографий (1724). С 1726 года - епископ рязанский и муромский. Перевел по указанию Петра I книги С. Пуфендорфа "Введение в историю европейскую..." (пер. с лат. яз. с предисл. Б., СПБ, 1718) и "О должностях человека и гражданина по закону естественному" (пер. с нем., СПБ, 1726), а также компендиум по всемирной истории, написанный с позиций протестантизма - "Феатрон или позор исторический... через Вильгельма Стратеммана собранный" (СПБ, 1724). Неоднократно издавались проповеди Бужинского с восхвалениями Петра I и его деятельности (М., 1768, М., 1784 и др.) и некоторые духовные произведения (в том числе "Служба благодарственная богу о учинении мира между императором российским и королем шведским", 1724).

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962.

Литература: Пекарский П., Наука и лит-ра в России при Петре Великом, т. 1-2, СПБ, 1862; Очерки истории СССР. Период феодализма. Россия в первой четв. XVIII в., М., 1954.

Бужинский Гавриил (1680, Правобережная Украина - 14(25).04.1731, Москва) - церковный деятель и философ. После обучения в Киево-Могилянской академии Бужинский с 1706 г. по настоянию Стефана Яворского переводится в Москву. С 1709 по 1711 годы Бужинский преподает философию в Славяно-греко-латинской академии. Курс Бужинского до нашего времени полностью не сохранился. В 1714 г. Бужинского вызывают в Санкт-Петербург, в Александро-Невский монастырь. В 1718 г. он становится обер-иеромонахом российского флота, с 1721 г. - настоятелем монастыря в Костроме, а затем и Троице-Сергиевой лавры, с 1726 г. - епископом Рязанским и Муромским. В 1728 г. Бужинского обвинили в отступлении от православия и он 2 года провел под следствием, в 1730 г. был оправдан, но из-за болезни не смог выехать ни в Петербург, ни в свое епископство. Историки философии относят Бужинского к представителям раннего русского Просвещения, группировавшимся вокруг Феофана Прокоповича. Сам Бужинский понимал просвещение как накопление твердых положительных знаний, не противоречивших догматам православной церкви (или христианству в целом). В отличие от таких деятелей раннего русского Просвещения, как Феофилакт (Лопатинский), Бужинский активно поддерживал церковную реформу Петра I и вообще тяготел к реформаторству. Из дошедших до нас произведений Бужинского заслуживают упоминания проповеди и переводы. Из проповедей наиболее известны «Слово в похвалу Санкт-Петербурга» (1717) и «Слово на день годичного поминовения государя Петра Великого, проповеданное над фобом его» (1726; в 1729 г. вышло в Лондоне в англ. и лат. пер.). Бужинский переводил Эразма Роттердамского («Разговоры дружеские», 1716) и B. Стратемана («Феатрон и позор исторический», 1724). Его заслугой является также ознакомление русских читателей с трудами теоретика естественного права С. Пуффендорфа. Бужинский перевел его работу «Введение в историю европейскую» (перевод этот выдержал 2 изд. в 1718 и 1724 гг.) и отредактировал перевод кн. «О должности человека и гражданина», принадлежавший И. Кречетовскому (1726). Исследователи считают, что идеи Бужинского, пытавшегося соединить православное учение Иоанна Дамаскина и Дионисия Псевдо-Ареопагига с достижениями современной ему науки, оказали опосредованное влияние на таких мыслителей, как Платон (Левшин), А. С. Хомяков, В. С. Соловьев, Флоренский.

А.В. Панибратцев

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 74.

Сочинения: Собрание некоторых проповедей... М., 1763; Проповеди. Юрьев, 1901.

Литература: Словарь русских писателей XVIII в. Л., 1988. Вып. I; Шкуринов П. С. Философия России XVIII века. М.. 1992. C. 41-65.

Бужинский Гавриил Федорович (ок. 1680—14[25].04. 1731), духовный писатель. Образование получил в Киево-Могилянской академии. В 1706 Бужинский был вызван Стефаном Яворским в Москву, где стал учителем Славяно-греко-латинской академии. В 1707 Бужинский был пострижен в монахи, а в 1709 назначен префектом Славяно-греко-латинской академии. Стал известен как проповедник имп. Петру I, который в 1714 вызвал Бужинского в Петербург, в Александро-Невский монастырь, а в 1718 назначил обер-иеромонахом флота. Бужинский жил то на кораблях, то в Александро-Невском монастыре и часто произносил торжественные проповеди в присутствии Петра I. С 1721 Бужинский — настоятель Костромского Троицкого Ипатьевского монастыря, а с 1722 — архимандрит Троице-Сергиевой лавры. С февр. 1721 Бужинский — советник Синода. Занимая до 1726 должность протектора всех подведомственных Синоду школ и типографий, Бужинский редактирует книги и документы, наблюдает за печатанием книг в Петербурге, Москве и в Малороссии.
В 1726 Бужинский переведен в Рязань, где занимает епископскую кафедру и восстанавливает (1727) славяно-греко-латинскую школу. Гонения на бывших сподвижников Петра I коснулись и Бужинского: его обвиняют в должностных злоупотреблениях и отступлениях от Православия. С 1728 Бужинский живет в Москве. Оправданный в 1730 от возводимых на него обвинений, Бужинский уже не мог по состоянию здоровья выехать в Рязань или возвратиться в Петербург.
«Петра Великого дел славный проповедник», «весьма прилежный и тщательно трудолюбивый», пишущий «внятно и хорошим штилем», Бужинский принадлежал к возглавляемой Феофаном Прокоповичем группе ранних русских просветителей. Апология петровских преобразований и побед (Орешек, Полтава, Гангут) была стержневой темой проповедей Бужинского, проникнутых высоким гражданским пафосом. Бужинскому принадлежат также похвальное слово в честь семьи Петра I, а также слово на погребение фельдмаршала Б. П. Шереметева. Лучшие из проповедей: «Слово в похвалу Санкт-Петербурга» (окт. 1717), произнесенное по случаю возвращения Петра I из заграничного путешествия в свой «северный парадиз»; «Слово на день годичного поминовения Государя Петра Великого, проповеданное над гробом его» (1726, перев. и изд. в 1729 на лат. и англ. Т. Консеттом в Лондоне). Витиеватость стиля, типичное для эпохи барокко смешение библейских и античных мотивов и сочетание в языке неологизмов петровского времени с церковнославянской лексикой были характерными чертами стиля Бужинского.
Как агиограф и гимнограф Бужинский известен составлением «Службы на воспоминание заключенного мира между империею Российскою и короною Свейскою» и «Синаксария» Александру Невскому (1725). Бужинский раздвигает рамки старых жанров, обращаясь к современной ему истории: в «Службе…» прославляются победы русского оружия в Северной войне, а в «Синаксарии» первоначальный текст проложного жития Александра Невского дополнен материалами из реляций о Северной войне и сказанием о перенесении мощей кн. Александра из Владимира в Петербург.
Бужинскому принадлежат переводы с латыни «Разговоров дружеских» Эразма Роттердамского (1716; с перераб. А. Бакера), «Введения в историю европейскую» С. Пуффендорфа (1718) и «Феатрона и позора исторического» В. Стратемана (1724). Бужинский редактировал и исправлял сделанный Иосифом Кречетовским перевод сочинения Пуффендорфа «О должности человека и гражданина по закону естественному» (1726). Обширная библиотека Бужинского поступила в Славяно-греко-латинскую академию, небольшая часть — в Типографскую синодальную библиотеку.

Бегунов Ю.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический справочник ХРОНОСа). 

Сочинения:

Собр. некоторых проповедей... М., 1763;

Проповеди. Юрьев, 1901.

Литература:

Словарь русских писателей XVIII в. Вып. 1. Л., 1988;

Шкуринов П. С. Философия России XVIII в. М., 1992.

Пекарский П., Наука и лит-ра в России при Петре Великом, т. 1-2, СПБ, 1862;

Очерки истории СССР. Период феодализма. Россия в первой четв. XVIII в., М., 1954.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС